«Королёв» — новый поисковый алгоритм Яндекса

22 августа 2017 года Яндекс представил новый алгоритм контекстного поиска, получивший название «Королёв». Его предшественником был небезызвестный «Палех», суть которого заключалась в сопоставлении содержания поискового запроса и заголовка страницы. Сегодня разработчики пошли еще дальше – в новом алгоритме нейронная сеть анализирует смысловое содержание не только заголовка, но и всего содержимого веб-страницы, предварительно преобразуя контент в числовой формат, именуемый семантическим вектором.

В результате внедрения «Королёва», по замыслу разработчиков, выиграть должен, в первую очередь, пользователь: ведь теперь искусственный интеллект сможет находить ответы на сложные и нестандартные запросы с достаточно высокой точностью.

Поскольку подобные действия требуют использования внушительных вычислительных мощностей, алгоритм «Королёв» будет анализировать содержимое страницы не в момент поиска по пользовательскому запросу, а еще на стадии индексирования. При этом авторы алгоритма рассчитывают, что, помимо основного запроса, будут рассматриваться и второстепенные – с учетом релевантности им тому или иному веб-документу. Таким образом устанавливаются дополнительные смысловые связи, в дальнейшем облегчающие процесс поиска. В результате подобных действий Яндекс сможет сопоставлять с конкретным запросом одновременно порядка 200 тысяч страниц (ранее этот показатель составлял около 150).

Пример: в ответ на поисковый запрос «песня посвященная убийству Леннона» Яндекс «поймет», что речь идет от композиции Moonlight Shadow, хотя в самом названии произведения ни одного слова из пользовательского запроса нет. Зато в истории ее создания, описанной на разных сайтах, они имеются.

Как и живой человеческий мозг, электронный интеллект способен совершенствоваться. Обучение нейронной сети, которую использует «Королёв», осуществляется посредством анализа статистики. На какие страницы и по каким запросам попадают пользователи, как долго на них задерживаются, по каким адресам осуществляют переходы – подобные поведенческие факторы позволяют алгоритму лучше узнать потребности юзеров и подстроиться под них.

Люди также примут участие в развитии алгоритма. Помимо штатных асессоров Яндекса, оценку «Королёву» будут давать рядовые пользователи, зарегистрированные на сервисе Яндекс. Толока. Здесь толокеры могут не только помочь обучению нового алгоритма, но и заработать – задания являются оплачиваемыми.